РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО   ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

кружка « Капельки»

 

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно – эстетическое развитие »)

 

Пояснительная  записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. 
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
Новизной и отличительной особенностью программы «Капельки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи: 
1. Обучать приемам нетрадиционной техники аппликации
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, 
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 

Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экспериментирования, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации. 


Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ

Место проведения: помещение группы «Незабудка».

Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.


 

Перспективное планирование

Оборудование:

 

Перспективный план

 

 

Тема

Цель

Материал

дата

 

1.- 2. «Лето - ах лето»

 

Учить: задумывать несложный сюжет для передачив аппликации;

выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания.  Воспитывать активность, самостоятельность,творчество

Бумага голубого цвета для фона, цветная бумага.

02.09, 04.09.

 

3. «Цветущий луг»

 

Учить:работать в технике объемной аппликации; создавать изображения с помощью частичного приклеивания деталей. Учить детей передавать характерные особенности цветов. Упражнять в умении обводить заготовку и вырезать точно по контуру. Закреплять умение пользоваться клеем.Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения ап­пликации для создания красивой, гармоничной композиции. Развивать воображение и фантазию

Ватман тонированный, цветная бумага.

09.09.

 

4.-5. «Плодовые деревья»

 

Продолжать учить:

работать в технике объемной аппликации; создавать изображения с помощью двустороннего скотча. Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения ап­пликации для создания красивой, гармоничной композиции.

Белая бумага для фона, цветная бумага

11.09, 16.09

 

6.-7. «Собираем урожай»

 

Продолжать учить:

работать в технике объемной аппликации; создавать изображения с помощью скрученных кусочков салфетки. Развивать воображение и фантазию

Бумага для фона, цветная бумага, цветные салфетки.

18.09, 23.09.

 

8. «Фрукты в блюде»

 

Учить выполнять объемную аппликацию, выполняя спиральное вырезание объекта, приклеивая к фону только края предмета для создания красивой, гармоничной композиции. Воспитывать активность,самостоятельность,творчество Развивать воображение и фантазию.

Бумага для фона, цветная бумага

25.09.

 

9.  «Облака и воздушные шары»

 

Учить выполнять объемную аппликацию, выполняя детали по принципу раскрытой книги. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания.  Воспитывать активность, творчество.  Развивать воображение и фантазию.

Бумага голубого цвета для фона, цветная бумага

30.09.

 

10. «Разноцветный дождь»

 

Продолжать учить выполнять объемную аппликацию, выполняя детали по принципу раскрытой книги. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания.  Воспитывать активность, творчество.  Развивать воображение и фантазию.

Бумага голубого цвета для фона, цветная бумага

02.10.

 

11. «Кружево из бумаги»

 

Учить детей вырезать ажурные, симметричные объекты из бумаги, путем складывания листа бумаги вдвое.  Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.  Развивать воображение и фантазию.

Цветная бумага

07.10.

 

12. «Пейзаж из осенних листьев»

 

 

Обогащение изобразительного опыта ребенка. Способствование развитию стойкого интереса к изо деятельности. Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие.

Бумага для фона, засушенные листочки

09.10.

 

13. «Превращение листочков в забавных птиц»

Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, окраску птиц. Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие.

Бумага для фона, засушенные листочки

14.10.

 

14. «Дерево счастья»

 

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Бумага для фона, цветная бумага, шаблоны.

16.10.

 

15. «Лебедушка»

 

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Бумага для фона, цветная бумага, шаблоны.

21.10.

 

16. «Царевна Лебедь»

 

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Синяя бумага для фона, желтая и голубая бумага, полоски белой бумаги, беля салфетка

23.10.

 

17. «Яркие цветы»

.

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Желтая бумага для сердцевинки, цветные полоски

28.10.

 

18. «Ладошка – Осьминожка»

 

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Цветная бумага

30.10.

 

19. – 20. «Цветочки из ладошек»

 

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Ватман, цветная бумага

04.11, 06.11.

 

21. «Петушок из ладошки»

 

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук.

Цветная бумага теплых тонов

11.11.

 

22.-23. «Солнышко»

 

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Цветная бумага теплых тонов

13.11, 18.11.

 

24. «Чудо – бабочка»

 

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Белая бумага для фона. Цветная бумага

20.11.

 

25. – 26. «Чудо –ёлочка из ладошек»

 

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Ватман, бумага зеленого цвета

25.11, 27.11.

 

27. «Новогодний хоровод»

 

Развивать творчество и воображение, воспитывать самостоятельность и активность, аккуратность при пользовании клеем. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Цветрая бумага.

02.12.

 

28. Преоброжение круга

«Что можно сделать из кругов?»

 

Развивать творческие способности дошкольников, мелкую моторику руки, фантазии, желание создавать игрушки своими руками. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Цветрая бумага.

04.12.

 

29.  – 30. «Игрушка на ёлку»

 

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Цветрая бумага.

09.12, 11.12.

 

31. «Снеговики из ткани»

 

Продолжать развивать интерес к аппликации, уточнить представления детей о цвете частей предмета, упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с клеем, развивать мелкую моторику рук.

 

Ватные диски, лоскуты ткани.

16.12.

 

32.  Новогодняя открытка

 

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать навык  работы с ножницами и  клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага для фона, Цветная бумага. Кусочки ниточки

18.12.

 

33. «Белые медведи»

 

 

Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык  работы с ножницами и  клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага белого, голубого и синего цветов

23.12.

 

34. «Крокодил»

 

Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык  работы с ножницами и  клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага для фона, круги цветной бумаги.

25.12.

 

35. «Черепашка»

 

Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык  работы с ножницами и  клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага для фона, круги цветной бумаги.

30.12

 

36. «Божья коровка»

 

Учить передавать характерные особенности насекомого. Закреплять симметричное вырезывание, умение вырезывать круг, овал; при наклеивании - накладывать одну деталь на другую. В определенной последовательности. Продолжать развивать интерес к аппликации, уточнять представления о форме, размере; расширять знания о насекомых. Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Цветная бумага

13.01.

 

37. «Белая овечка»

 

Познакомить детей с синтепоном. Учить создавать игрушки, используя вату. Развивать творчество, усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к созданию игрушек из ваты. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Белая бумага для фона, синдипон или вата

15.01.

 

38.  «Котенок»

 

Продолжать знакомить детей с синтепоном. Учить создавать игрушки, используя вату. Развивать творчество, усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к созданию игрушек из ваты.

бумага для фона, синдипон или вата

20.01.

 

39. «Пудель»

Продолжать знакомить детей с синтепоном. Учить создавать игрушки, используя вату. Развивать творчество, усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к созданию игрушек из ваты.

бумага для фона, синдипон или вата

22.01.

 

40. – 41. «Лесной олень»

 

Совершенствовать навык работы с ножницами. Развивать умение изображать  диких животных, передавая их строение и особенности внешнего вида, совершенствовать навык работы с клеем. Расширять словарь детей, развивать мелкую моторику рук.Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Шаблон деталей, цветная бумага или ткань, тонкая ленточка

27.01, 29.01.

 

42. «Театральная кукла»

 

Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию.

Шаблон деталей, цветная бумага или ткань, тонкая ленточка

03.02.

 

43. «Левушка»

 

Развивать умение изображать  диких животных, передавая их строение и особенности внешнего вида, совершенствовать навык работы с клеем. Расширять словарь детей, развивать мелкую моторику рук. Развивать интерес к аппликации, закрепить представления об игрушках, упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с бумагой, клеем, развивать мелкую моторику рук.

Шаблон деталей, цветная бумага или ткань, тонкая ленточка

05.02.

 

44. «Лягушка – попрыгушка»

 

Развивать умение изображать  диких животных, передавая их строение и особенности внешнего вида, совершенствовать навык работы с клеем. Расширять словарь детей, развивать мелкую моторику рук.

Шаблон деталей, цветная бумага или ткань, тонкая ленточка

10.02.

 

45. – 46. «Кукла пляшет»

 

Учить детей сворачивать бумагу гармошкой. Развивать мелкую моторику руки, координацию движений, эстетический вкус. Расширять представления детей об одежде, упражнять в составлении узоров. Добиваться точности составления одинаковых узоров. Развивать эстетическое чувство.

Бумага для фона, цветная бумага

12.02, 17.02.

 

47. -48. «Мозаика»

 

Учить  детей создавать изображение из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение на большой лист. Формировать навыки коллективной работы

Бумага для фона, тонкие полоски цветной бумаги

19.02, 24.02.

 

49. «Пасхальная открытка»

 

Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации — создание изображения с помощью ткани, наклеенной на бумаге; закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы; закрепить умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию; познакомить детей с историей и традициями праздника Пасха;

Бумага для фона, цветная бумага, лоскуты ткани

26.02.

 

50. «Веселые котята»                        

 

Развивать у детей интерес к аппликации.  Совершенствовать навык работы с ножницами, развивать мелкую моторику рук. Расширять словарный запас

Шаблоны, цветные лоскуты.

03.03.

 

51.-52. «Лоскутная аппликация»

 

Закрепить знания о строении  дерева, весенних изменениях в растительном мире; учить работать в новой технике, создание изображения с помощью ткани наклеенной на картон. Учить самостоятельно, продумывать последовательность выполнения  работы.

Картон для фона,бумага для фона, цветные лоскуты

05.03, 10.03.

 

53. «Дракоша с настроением»

 

 Познакомить детей с работой из ткани. Формировать навыки работы из ткани. Учить детей вдевать нитку в иголку, и вытаскивая нитку создавать кромку на ткани. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон для фона,бумага для фона, цветные лоскуты

12.03.

 

54. «Автомобиль»

.

 Познакомить детей с работой из ткани. Формировать навыки работы из ткани. Учить детей вдевать нитку в иголку, и вытаскивая нитку создавать кромку на ткани. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон для фона,бумага для фона, цветные лоскуты

17.03.

 

55. «Нарядное платье»

 

 

Учить детей работать с салфетками. Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение. Развивать сенсомоторику, силу и гибкость рук. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: ноги, рога, копыта.

Картон для фона,бумага для фона, цветные салфетки

19.03.

 

56.- 57. «Открытка – панорама»

 

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон  для фона, цветная бумага

24.03, 26.03.

 

58.-59. «Веселые подружки»

 

Учить детей придавать причёску девочкам, используя приём наматывания полоски бумаги на карандаш. Развивать творчество, мелкую моторику руки. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картонные фигурки куколок, цветная бумага и ткань.

31.03, 02.04.

 

60. «Ветка сирени»

 

Закрепить умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию. Добиваться точности составления одинаковых узоров. Развивать эстетическое чувство. Развивать творчество, мелкую моторику руки.

Картон для фона, цветная бумага.

07.04.

 

61. «Маленькие щенки»

 

Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию.

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага.

09.04.

 

62. – 63.  «Попугаи»

 

Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию.

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага.

14.04, 16.04.

 

64. «Цветные зверушки»

 

Развивать интерес к аппликации, закрепить представления об игрушках, упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с бумагой, клеем, развивать.  Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага и лоскуты.

21.04.

 

65. -66.  «Розочки»

 

Учить аккуратно скручивать бумагу, придавая форму бутона. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага, цветные салфетки.

23.04, 28.04.

 

67.- 68. «Сказочный домик»

 

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага.

30.04, 05.05.

 

69. «Радужный дождик»

 

Развивать интерес к аппликации, закрепить представления об игрушках, упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с бумагой, клеем, развивать

Картон для фона, шаблоны деталей, цветная бумага, ниточки.

07.05.

 

70. «Открытка»

 

Продолжать развивать интерес к аппликации, уточнить представления детей о цвете частей предмета, упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с клеем, развивать мелкую моторику рук.

 

шаблоны деталей, цветная бумага.

12.05.

 

71. - 72. «Аквариум»

 

Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие; развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природной красоте.

Ватман для фона, шаблоны деталей, цветная бумага.

14.05, 19.05.

 

Список используемой литературы.

 1. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т.Г. Казакова. – Москва: Просвещение, 1985.

2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты. Автор: Г. С. Швайко

Издатели: Владос, год выпуска 2003. Серия: Пособие для педагогов дошкольных    

3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного       учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.). - М., Баласс, 2004.

 4.Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть, 2.

Автор: Скорлупова О.А.Издательство «Скрип-торий 2003», год 2006

 5.Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: Пособие для воспитателей и заботливых родителей. Автор: Ю. В. Рузанова. Издательство: КАРО, 2009

6. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспект занятий

Автор: Комарова Т.С. 2010 г.