Консультация для родителей школьноков с ОВЗ Речевые игры для новогодних посиделок

 

Учитель-логопед:  Рманенко Е.А

Декабрь 2023 год

 

Одни из самых популярных праздников - это Новый год и Рождество. Их все любят и ждут, особенно дети. Подарки, нарядная елка, атмосфера волшебства - любимая детская атрибутика.

Но сможет ли ребенок веселиться, получать удовольствие от общения, не навредит ли ему большое количество эмоций, сможет ли он вести себя так, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание?

Не переживайте! Это самое главное правило. Все родители детей с ОВЗ задаются этими вопросами. Но если правильно себя настроить и придерживаться элементарных правил, то праздники пройдут легко и весело.

Как подготовиться к новогоднему празднику?

          К любому мероприятию нужно готовиться заранее. Речь не только о красивом наряде и рюкзаке со всем необходимым, но и о запасе моральных сил.

На каком-либо празднике вы в любом случае столкнетесь с суетой, шумом, громкими звуками, ярким светом, большим количеством людей.

Эти аспекты могут повлиять на тревожность ребенка. Повышенный уровень стресса может проявляться:

в поведенческих реакциях (спровоцировать повторяющееся вербальное и двигательное поведение);

в физиологических изменениях (учащение пульса, дыхания, повышенное потоотделение).

Такие последствия можно предотвратить, уделив время правильной подготовке.

Посещение новогодних представлений

          Одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются родители – неумение детей спокойно сидеть на общественных мероприятиях.

У вас должен быть четкий план. Вы должны знать программу мероприятия, в каком формате оно будет проходить, какие активности предполагаются.

Советы:

Выбрать места в зале, которые будет удобно покинуть при необходимости.

Подготовить ребенка к общению шепотом, чтобы не мешать остальным участникам представления. Можно ввести игровой элемент (например, кто дольше продержится без разговоров в полный голос).

Дать ребенку возможность двигаться. При необходимости выйти из зала, а затем вернуться (возвращаемся к пункту 1).

Взять с собой предметы, которые действуют на ребенка успокаивающе (любимая игрушка, например).

Не принуждать ребенка ни к каким действиям, если он не готов (например, участие в конкурсах или коммуникация с аниматорами).

 

Отгадай елочную игрушку по описанию»

Цель: развитие речи и ориентировка в пространстве.

Материал: Новогодняя елка, украшенная игрушками.

Ход игры:

Ребенок описывает игрушку, называя ее признаки. Игроки отгадывают. Когда игрушка отгадана, все под веселую музыку изображают эту игрушку.

Например: «Эта игрушка очень веселая. У нее синяя большая шляпа и желтые брюки. В руках она держит большую книгу. Эта игрушка улыбается» (Незнайка).

«Маска»

Цель: развитие речи и логического мышления.

Ход игры:

Ребенку на голову надевается маска так, чтобы он не видел изображения на ней. В комнате не должно быть зеркал, чтобы ребенок не смог подсмотреть, что за маска у него на голове. Ребенок пытается отгадать, какую роль он выполняет, задавая вопросы игрокам. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».

Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать? (да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т.д. После того, как ребенок отгадал, он снимает маску и проверяет правильность ответа. И передает роль отгадывающего следующему.

«Отгадай сюрприз»

Цель: активизация словаря, развитие речи.

Ход игры:

Сделайте из бумаги снежинки. Выложите из них большой сугроб на столе или на полу. Под сугроб положите сюрприз (картинку, наклейку) так, чтобы не было видно, что конкретно спрятано под сугробом. Попросите ребенка «расколдовать» сугроб и найти приз. Чтобы снежинки улетели, их надо похвалить – назвать, какие снежинки (белые, ажурные, узорные, холодные, блестящие, танцующие, красивые, прекрасные, ледяные, пушистые, маленькие и т.д.). Когда все снежинки «улетят», ребенок может увидеть сюрприз, который был спрятан под сугробом, и взять его себе.

«Найди новогодний сюрприз»

Цель: развитие речи, ориентировка в пространстве.

Ход игры:

Нарисуйте заранее план комнаты. На плане обозначайте окно, дверь и основные предметы мебели яркими цветными прямоугольниками, квадратами, кругами. Обозначьте на плане крестиком то место, в котором Вы спрятали новогодний сюрприз. Ребенку нужно будет посмотреть на план комнаты, найти на плане дверь, окно, шкаф, стол, диван; свое местонахождение в комнате; место, где спрятан приз. А затем разыскать сюрприз. Это может быть и сюрприз от Деда Мороза, и его новое задание, и загадка, и картинка- раскраска или небольшая новая новогодняя игрушка на елку.

«Составь предложение»

Цель: составление грамматически правильных предложений, развитие речи.

Ход игры:

Взрослый: Я буду читать предложения, а ты послушай, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

«Передай письмо Деда Мороза»

Цель: развитие речи и культуры общения».

Ход игры:

Возьмите конверт или мешочек и положите в фанты – задания, достаем по очереди фанты (спеть песню, поздравить всех с Новым годом, изобразить Деда Мороза, загадать новогоднюю загадку и т.д.). В конверте обязательно должны быть не только задания, но и пустые карточки – сюрпризы, а также небольшие подарки.

Надеемся, что  статья была полезной для вас и праздники пройдут для вас с легкостью.