Памятка для педагогов.  Тема: Как работает коммуникативная система PECS

Назначение PECS.     Так как выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Здесь идет речь не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.

Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS      Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для обучения детей с РАС. Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой.

Что представляют собой карточки PECS.     PECS это система коммуникации и развития речи. Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.

Используемые в процессе обучения материалы: Система коммуникативного обучения подразумевает не только наличие самих картинок, но и сопутствующих материалов и инструментов.

Этапы введения карточек PECS   Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Взрослый привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй взрослый может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.

Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание взрослого. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.

Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).

На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».

Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:  изучение по ним сезонов года, времени суток;  объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;  развитие способности классификации предметов по обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.

Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения взрослого к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.

Интернет ресурс: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/01/27/ispolzovanie-kartochek-peks-pecs