Консультация для педагогов
Тема: Взаимодействие в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с обучающимися, воспитанниками тяжелыми нарушениями речи
Учитель-логопед Романенко Е. А.
Ноябрь 2022 г.
Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре , воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока школы, который включает в себя.
Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов.
Медицинский персонал:
1.Сбор анамнестических данных вновь поступающих детей.
2. Анализ заболеваемости.
3. Направление для консультаций по необходимости или по запросам специалистов к невропатологу, отоларингологу, окулисту, стоматологу, ортодонту, и др.специалистам.
4. Общеукрепляющий массаж для детей – 2 раза в год, и по показаниям.
5. Физиопроцедуры: кислородный коктель, ОКУФ носоглотки.
6. Контроль своевременности прохождения назначенного лечения и профилактических мероприятий.
7. Участие в составлении образовательного маршрута.
8. Просветительская работа среди педагогов и родителей
Педагоги и инструктор по ФИЗО:
1.Включение оздоровительных технологий в образовательный процесс.
2. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима.
3. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций и снятия психического и мышечного напряжения.
4. Проведение закаливающих мероприятий.
5. Формирование у детей первоначального представления о здоровом образе жизни.
6. Создание психологически комфортных условий
7. Помощь в коррекционной работе учителю-логопеду.
8. Просветительская работа среди родителей .
Учитель – логопед:
Коррекция речевых нарушений.
Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития совместно с медицинским персоналом .
Профилактика возникновения речевых нарушений у детей.
Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс.
Сотрудничество со всеми педагогами и специалистами
- составление индивидуального образовательного маршрута
- комплексное сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Просветительская работа по профилактике и коррекции речевых нарушений среди педагогов и родителей.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя ,медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями
должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Список литературы:
1. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М.: Владос, 1995.
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.
3. Психологическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Академия, 2005.
4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Аркти, 2001.
5. Логопедический портал . Статья «Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи» Жгутова И.В.